Определите способ словообразования кресло кровать
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 9 И 11 КЛАСС!
Для разбора в школе даются только те слова, способ образования которых определить МОЖНО.
ПОМНИМ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ, ОПРЕДЕЛЯЯ, ОТ ЧЕГО ОБРАЗОВАНО ДАННОЕ СЛОВО, МЫ ИЩЕМ СЛОВО, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО МИНИМАЛЬНО!!! (На одну, максимум — на две морфемы)
ПРИСТАВОЧНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются при помощи ПРИСТАВКИ от целого слова ТОЙ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ, отличающегося по значению только на эту приставку:
Уехал ( от «ехал»), Выработал (от «работал»), ПОДОшёл (от «шёл»), ПРАбабушка (от «бабушка»), ПРЕДыстория (от «история»), Некрасивый (от «красивый»)БЕСснежный (от «снежный»), ДОледниковый (от «ледниковый»).
(ВНИМАНИЕ! Глаголы в форм прошедшего времени образуются от основы инфинитива путём прибавления суффикса -Л. ЭТО НЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, а ФОРМООБРАЗОВАНИЕ! Суффикс -Л формообразующий: он образует форму того же самого слова, а при словообразовании мы получаем новое слово с ДРУГИМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ! Поэтому слово "подбежал" образовано приставочным способом, а не суффиксальным!))
На практике мы просто закрываем пальцем приставку и смотрим, получилось ли у нас нормальное русское слово, отличающееся по смыслу только на значение приставки и относящееся к той же части речи. Например, слово «ПОбежал» образовано приставочным способом, а слово «Поскользнулся» — нет, потому что в языке отсутствует слово «скользнулся»)) Слово «НЕсильный» образовано приставочным способом, а слово «БЕСформенный» — нет, потому что слово «форменный» в языке есть, но «бесформенный» — не имеющий формы, а «форменный» бывает китель или идиот.)) Наречие «Сначала» образовано не приставочным способом, потому что слово «начала» в языке есть, но это не наречие, а существительное в форме множественного числа.
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Слова образуются от так называемой производящей основы при помощи СУФФИКСА (только одного!!! того, который в слове последний)). Практические действия аналогичные: закрываем пальцем последний суффикс в слове и смотрим, есть ли в языке слово с такой ОСНОВОЙ:
дальнозоркОСТЬ (от основы слова «ДАЛЬНОЗОРКий») Обратите внимание! Часто вас пытаются «поймать» на подобных словах. Это НЕ СЛОЖЕНИЕ. Сложением образовано слово «дальнозоркий».))
перебежЧИК (от основы слова «ПЕРЕБЕЖать». Это не приставочно-суффиксальный способ!!!)
сочинЕНИе (от основы слова «СОЧИНить) (Суффикс -ЕНИ- и суффикс -НИ- встречаются часто!!))
Этим способом образованы такие слова, как заказЧИК, признаНИе, досрочнО, водолазНый, отзывчивОСТЬ,удивлЁННый. Проверьте!)))
ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ.
Возможен только тогда, когда вы убедились, что образовать данное слово только при помощи приставки или только при помощи суффикса НЕВОЗМОЖНО. Например, слово «подбородок». Первый шаг: слова «бородок» в языке нет, значит, это не приставочный способ. Второй шаг: слова, с основой «подбород. » (например, прилагательного «подбородый»))) в языке нет, значит, это не суффиксальный способ. Тогда остаётся только предположить, что слово «подбородок» образовано ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ПРИСТАВКИ И СУФФИКСА к основе слова «БОРОДа».)) Это приставочно-суффиксальный способ.
Этим способом образованы слова ПЕРЕлесОК, ОживИть, БЕЗдарНый, ЗАзеркалье (суффикс Й "спрятан" в конечной букве))
Приставочно-суффиксальным способом образованы все наречия, пишущиеся через дефис, кроме тех, которые образованы сложением:
Приставочно-суффиксальный:
по-своему, по-старому, по-другому, по-иному, ("по-любому", которого нет в литературном языке, тоже так образовано)), по-дружески, по-английски.
Сложение:
еле-еле, очень-очень, мало-помалу и т.п..
Источник
Словообразование
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик —> домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
стенка <— стен-а + -к-,
мушка <— мух-а + -к- (чередование х/ш),
стирка <— стир-а-ть + -к-,
столик <— стол + -ик-,
листок <— лист + -ок-,
лисий <— лис-а + -ий-,
синеватый <— син-ий + -еват-,
столовый <— стол + -ов-,
отдать <— от- + дать,
давать <— да-ть + -ва-,
умыть <— у- + мыть.
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по способу образования.
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь —> увлечься, учить —> учиться, сломать —> сломаться), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто —> кто-то, чей —> чей-либо, какой —> какой-нибудь, где —> где-то, когда —> когда-либо, как —> как-нибудь).
Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов. Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба, белый – белизна, темный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зеленый – зелень, сухой – сушь). Тем не менее такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной практике принято называть бессуффиксным, лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа, при котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий) + -ев- —> синева и син(ий) + —> синь.
Сложение – образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего получается сложносокращенное слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) —> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) —> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) —> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) —> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться, желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный, незначительный, подружка, собеседник, водолаз, пятиугольник.
подсчитать, незначительный.
столярничать, подружка.
предрассветный, собеседник.
подняться, какой-нибудь.
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
подгруппа, суперобложка.
знание, читатель, школьный.
бездорожье, пришкольный.
вывих, приговор, тишь.
Переход прил. или прич. в сущ.:
военный, мороженое, шашлычная.
продмаг, теплоход, шестиклассница.
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ: первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок?
Ответ: приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о.)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать —> вдуматься, шутить —> отшутиться, зевать —> зазеваться.
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый —> гордиться, толпа —> толпиться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять —> перестреливаться, говорить —> переговариваться.
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Порядок словообразовательного анализа.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.
1. Начальная форма – обеденный.
2. Производящее слово – обед. Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.
1. Начальная форма – перерыв.
2. Производящее слово – перерывать. Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
5. При образовании существительного отсекается гласный а, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
1. Начальная форма – сотрудник.
2. Производящее слово – трудиться. Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс —ник-.
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и, стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся.
1. Начальная форма – поесть.
2. Производящее слово – есть. Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть.
3. Словообразующая приставка – по-.
4. Способ словообразования – приставочный.
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить. Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – —ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <— мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое.
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть омонимичными. Например, суффикс -к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (студент – студентка, москвич – москвичка), уменьшительные существительные (репа – репка, комната – комнатка), отглагольные существительные со значением действия (стирать – стирка, установить – установка) и т.д. Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе, и тогда получаются два слова-омонима. Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием, их называют словообразовательными омонимами, например: дождевик (плащ) и дождевик (гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище (место после пожара), топорище (большой топор) и топорище (рукоятка топора). Пожарище (место) и топорище (рукоятка) – существительные среднего рода: страшное пожарище открылось нашему взору; у топора удобное топорище. А существительные с увеличительным значением топорище и пожарище – мужского рода (так же как сапожище, домище и т.д.), так как при образовании уменьшительных или увеличительных существительных род, как правило, не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав. Так, слово норка (зверь) непроизводное, а слово норка (маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса -к- от слова нора.
2. Наложение морфем.
Прилагательное розоватый образовано от прилагательного розовый и обозначает слабую степень проявления этого признака. Значит, производящая основа розов-. Остающийся суффикс -ат- встречается в прилагательных, но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый, бородатый, полосатый). А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс -оват- (ср. красноватый, голубоватый). По правилу должно было бы получиться слово розововатый. Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов – ов. Они совместились друг с другом, и в результате получилось слово розоватый. Это явление называется наложением морфем. Другие примеры: Смоленск + -ск- —> смоленский (ср. Суздаль + -ск- —> суздальский), лермонтовед (ср. пушкиновед), чествовать (ср. приветствовать).
По орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные, даже если это и требуется составом слова. Это частный случай наложения морфем: рас- + ссорить —> рассорить, колонн(а) + -н- —> колонный, Одесса + -ск- —> одесский.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный состав слова может измениться: производное слово, ранее членившееся на морфемы, может потерять членимость и стать непроизводным. Так, например, слова льгота, польза и нельзя были когда-то однокоренными словами. Но теперь, после исчезновения из языка слова льга (льзя), каждое из этих слов воспринимается как непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик. Это слово пришло к нам из голландского языка: zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик не выделялся суффикс, и значение его было ближе к значению голландского слова. Вот как его употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. С течением времени произошли изменения не только в значении слова, но и в его морфемном составе. Теперь мы воспринимаем последнюю часть слова -ик как уменьшительный суффикс и, отбрасывая его, получаем слово зонт. Так что с исторической точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик. А словообразовательный анализ современного русского слова показывает, что слово зонтик образовано от слова зонт с помощью уменьшительного суффикса -ик (ср. домик, столик).
* Компакт-темы № 1,2,3 опубликованы в № 39, 43, 47/2003 газеты «Русский язык».
Источник
Все способы словообразования таблица с примерами
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
морфологический; лексико-синтаксический; морфолого-синтаксический; лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свин ой
- золото → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток;
- сухие фрукты → сухофрукты;
- свод неба → небосвод;
- птица, фабрика → птицефабрика;
- хранилище для овощей → овощехранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач;
- туристический поход→ турпоход;
- медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред;
- мотоцикл педальный → мопед;
- профсоюзный комитет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный;
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка;
- сам, варить + → самовар;
- черные брови + → чернобровый;
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования словПримеры
текст → подтекст
гнать → догнать
белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение
люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник
отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга
какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
Источник
Обусловьте способ словообразования данных слов.Подход, забег, пальба, пение, испуг,
Обусловьте метод словообразования данных слов.
Подход, забег, пальба, пение, испуг, красновато-фиолетовый, безбрежный, образованный, образовательный, заплыть,пловец, ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ, РАСТЕНИЕ, раствор, полноводный, теплозащитный, прямоугольник, стеклозавод, мечтательный, ПРАВИТЕЛЬСТВО, правовед, честный.
Сделайте словообразовательный анализ выделенных слов.
- Галка Чундакова
- Русский язык
- 2019-09-15 02:25:59
- 35
- 1
Определим способ словообразования данных слов:
подход ( под + ход): приставочный
забег (за + бег): приставочный
пальба (палить + б): суффиксальный
пение (петь + ни): суффиксальный
испуг ( ис + пугать): приставочный
красновато-лиловый: сложение
безбрежный ( без + брег + н ): приставочно -суффиксальный
интеллигентный (образование + нн): суффиксальный
образовательный (образование + тель + н): суффиксальный
заплыть ( за + плыть): приставочный
пловец (плыть + в, ец): суффиксальный
плавательный (плавать + тель, н): суффиксальный
растение (расти + ени): суффиксальный
раствор ( рас + творить): приставочный
полноводный: сложение
теплозащитный: сложение
прямоугольник: сложение
стеклозавод: сложение
мечтательный (мечта + тель, н): суффиксальный
правительство (править + тель, ств): суффиксальный
правовед: сложение
честный (правда + ив): суффиксальный
Словообразовательный анализ выделенных слов:
Плавательный: пла/ва/тель/н/ый пла/ва/ть
Растение: раст/ени/е раст/и
Правительство: прав/и/тель/ств/о прав/и/тель прав/ить
Источник