Расходы на противопожарные мероприятия: применяем КВР и коды КОСГУ
Автономное учреждение спорта закупает навесные пожарные шкафы, огнетушители, а также материалы и оборудование для установки внутреннего противопожарного водопровода (краны, вентили, пожарные рукава, насос). Как отражаются в бухгалтерском учете эти расходы, а также расходы на монтаж и дальнейшее обслуживание указанного оборудования?
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 09.11.2018 № 02-05-10/80751, отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) находится в компетенции учреждения, которое самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств и материальных запасов при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности производимых расходов, руководствуясь положениями Инструкции № 157н и федеральными стандартами бухгалтерского учета для учреждений бюджетной сферы.
Далее разберемся, какие из названных в вопросе материальных ценностей относятся к объектам основных средств, а какие – к материальным запасам.
Основные средства или материальные запасы?
В силу СГС «Основные средства» объектами основных средств признаются:
материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации) (п. 7);
материальные ценности, приносящие учреждению экономические выгоды, которые имеют полезный потенциал и в отношении которых в дальнейшем также предусматривается получение экономических выгод (п. 8);
объекты со всеми приспособлениями и принадлежностями (отдельные конструктивно обособленные предметы), предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10).
Здесь также необходимо принять во внимание п. 45 Инструкции № 157н, согласно которому коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации (в частности, внутренняя сеть водопровода, в том числе внутренний противопожарный водопровод), входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Однако к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем.
Таким образом, смонтированная система внутреннего противопожарного водопровода не является отдельным инвентарным объектом, а входит в состав здания, как и другие внутренние системы. При этом инвентарь и оборудование, необходимое для функционирования данной системы (насос, пожарные шкафы), а также огнетушители могут быть отнесены в состав основных средств, поскольку отвечают критериям, установленным в СГС «Основные средства».
Оборудование, требующее монтажа, изначально учитывается в составе материальных запасов. При проведении работ по монтажу данные материальные запасы списываются на увеличение стоимости нефинансовых активов (формируются капитальные вложения в основные средства). При вводе системы в эксплуатацию объекты принимаются к учету в составе основных средств в сумме сформированных капитальных вложений.
Такие материальные ценности, как вентили, краны, пожарные рукава, учитываются как комплектующие части в составе материальных запасов.
Применение КВР и кодов КОСГУ
В части поставки оборудования и материалов
Приобретение противопожарного оборудования и инвентаря отражается:
по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (если материальные ценности приобретаются в рамках капитального ремонта);
по соответствующему виду расходов группы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (если материальные ценности приобретаются в рамках строительства (реконструкции) объектов государственной собственности).
При этом в части указанных расходов применяются статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»или соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ в зависимости от целевого назначения (подробнее см. таблицу).
Расходы в зависимости от целевого назначения
Код КОСГУ
Приобретение навесных пожарных шкафов (монтаж предусмотрен договором поставки, стоимость работ по их монтажу не выделена)
Покупка навесных пожарных шкафов (монтаж не предусмотрен договором поставки либо стоимость работ по монтажу шкафов указана в договоре поставки отдельно)
Приобретение насоса (монтаж предусмотрен договором поставки, стоимость работ по его монтажу в договоре не выделена)
Покупка насоса (монтаж не предусмотрен договором поставки либо стоимость работ по монтажу насоса указана в договоре поставки отдельно)
Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов в рамках капитальных вложений при проведении строительных работ (реконструкции)
Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов в рамках текущего и капитального ремонта
Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов при их замене вследствие выхода из строя
В части работ по монтажу
Расходы на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, отражаются:
по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (если работы выполняются в рамках капитального ремонта);
по соответствующему виду расходов группы400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (если работы выполняются в рамках бюджетных инвестиций).
При этом в отношении данных расходов применяются следующие подстатьи КОСГУ:
226 «Прочие работы, услуги» – если работы по монтажу не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» – если данные работы производятся для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, в объекты капитального строительства (реконструкции, техническое перевооружение, дооборудование объектов) (письма Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-08-10/8681, от 06.09.2019 № 02-08-10/69161).
Таким образом, если работы по монтажу внутреннего противопожарного водопровода осуществляются при строительстве (реконструкции, дооборудовании) здания, такие расходы относятся на увеличение стоимости здания (подстатья 228 КОСГУ).
Если работы по монтажу системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняются в рамках текущего или капитального ремонта, такие расходы не нужно относить на увеличение стоимости здания, поскольку это не приведет к изменению его технических характеристик. Данные расходы направлены на соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В описанном случае применяется подстатья 226 КОСГУ.
В части расходов на техническое обслуживание
Расходы, связанные с техническим обслуживанием противопожарного оборудования и систем, включая периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и зарядку огнетушителей, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Источник
Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это.
Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям
Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:
- офисная мебель и техника;
- осветительные приборы;
- канцелярские товары;
- бытовые приборы;
- средства, связанные с пожарной безопасностью;
- средства гигиены;
- уборочный инвентарь и материалы;
- инструменты и т. п.
Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.
Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.
Возможны 2 варианта учета инвентаря:
- в составе основных средств (ОС);
- в составе МПЗ.
Важно! С 01.01.2021 МПЗ учитываются по новым правилам, которые установлены новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», прежнее ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроить учет МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
При любом варианте объекты принимаются к учету по фактической стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 9-11 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).
Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС
Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше 40 000 руб. (п. 4 ПБУ 6/01). При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Его заменит новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который в числе прочего разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости ОС — с учетом существенности информации о таких активах.
Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.
Бухгалтерская проводка
Действие, документ
Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)
Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1
Выделен НДС. Счет-фактура
Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6
Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02
Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике
Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС
Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4
Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.
Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:
- — акт о приеме-передаче объекта ОС; — накладная на внутреннее перемещение объектов ОС; — акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС; — акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) и т. д.
Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.
Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.
Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему
Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.
Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:
- ТН (ТОРГ-12);
- приходника по форме М-4 (можно заменить соответствующим штампом на накладной продавца).
После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.
В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10.9. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс (новый порядок с 2021 года)
На каждую отчетную дату запасы в общем случае должны отражаться в учете по наименьшей из величин (п. 28 ФСБУ 5/2019):
фактической себестоимости;
чистой стоимости продажи.
.
Превышение фактической себестоимости запасов над их ЧСП считается обесценением запасов. При наличии обесценения необходимо создать резерв под обесценение запасов (п. 30 ФСБУ 5/2019).
Определить чистую стоимость продажи и создать резерв вам помогут рекомендации экспертов К+. Пробный доступ можно оформить бесплатно.
Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).
Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:
- ;.
Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.
Форма М-8, лимитно-заборная карта, применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.
В системе КонсультантПлюс вы можете скачать бланк формы М-8 и посмотреть образец его заполнения. Получите пробный бесплатный доступ и переходите к документам.
МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты.
Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 36 ФСБУ 5/2019):
- по себестоимости каждой единицы запасов;
- ФИФО;
- по средней себестоимости.
В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.
Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.
ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.
В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.
В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.
- Дт 10.9 Кт 60 — 13 690,68 руб. (приходуем компьютерные стулья);
- Дт 19 Кт 60 — 2 464,32 руб. (начисляем НДС);
- Дт 68 Кт 19 — 2 464,32 руб. (принимаем НДС к вычету);
- Дт 26 Кт 10.9 — 13 690,68 руб. (учитываем в затратах стоимость компьютерных стульев);
- Дт 012 — 13 690,68 руб. (учитываем компьютерные стулья, переданные в эксплуатацию).
- Дт 62 Кт 91.1 — 11 150 руб. (отражаем выручку от продажи компьютерных стульев);
- Дт 91.2 Кт 68 — 1 700,85 руб. (начисляем НДС с выручки);
- Кт 012 — 13 690,68 руб. (списываем проданные компьютерные стулья).
При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:
- включаем в расходы за февраль стоимость компьютерных стульев, отнесенную в затраты, — 13 690,68 руб.;
- включаем в доходы выручку от реализации компьютерных стульев — 8 474,58 руб.
Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря
Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, но не более 40 000 руб., могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом п. 5 ПБУ 6/01 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.
Такое имущество, как правило, учитывают на счете 10.09 и списывают его стоимость единовременно при передаче в эксплуатацию. В тоже время, это имущество нужно продолжать учитывать за балансом до момента его полного изнашивания или утраты. Для этого, как правило, используют счет МЦ.04. При списании с забаланса нужно составить акт по форме МБ-8.
Образец акта МБ-8 подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе и переходите к образцу.
Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.
Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.
Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).
Итоги
Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.
Источник
Шкаф пожарный это основное средство
Дата публикации 05.12.2019
Бюджетное учреждение заключило с контрагентом договор на установку и монтаж охранно-пожарной сигнализации. По условиям договора исполнитель самостоятельно и за свой счет приобретает все необходимое оборудование. После завершения работ исполнитель представил в бухгалтерию счет-фактуру (на всю сумму договора) и акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2). В ходе приемки работ выявлены объекты охранно-пожарной сигнализации, которые могут быть отнесены к основным средствам (имеют различный срок полезного использования) и материальным запасам. Должны ли мы принять эти объекты (основные средства и материальные запасы) к учету? Если да, то какой записью? Будут ли данные акта (ф. № КС-2) основанием для определения стоимости объектов?
В соответствии с п. 45 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации (в частности, внутренние телефонные и сигнализационные сети) входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.
К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование таких систем, например:
- оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления;
- средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
- средства вычислительной техники и оргтехники;
- средства визуального и акустического отображения информации.
- в отношении нее самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
- часть имущества имеет отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала);
- стоимость части составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
- срок полезного использования объекта – более 12 мес.
- неоднократное или постоянное использование на праве оперативного управления в деятельности учреждения;
- возможность определить период поступления и способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.
- на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ – если такие расходы впоследствии не повлияют на стоимость основного объекта нефинансового актива и не будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов на счет 106 00;
- подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ – если такие расходы впоследствии повлияют на стоимость основного объекта нефинансового актива и будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов на счет 106 00;
- подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ – если согласно учетной политике планируется учитывать систему как единый инвентарный объект.
- приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);
- акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
- для пожаров класса A – порошок ABCE;
- для пожаров классов B, C, E – порошок BCE или ABCE;
- для пожаров класса D – порошок D.
- пожарные шкафы (навесные, приставные, встроенные);
- пожарные щиты;
- пожарные стенды;
- пожарные ведра;
- бочки для воды;
- ящики для песка;
- тумбы для размещения огнетушителей;
- другое.
Единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, удовлетворяющая следующим условиям (п. 10 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС "Основные средства"):
Таким образом, на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации могут приниматься к учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств. Важно, чтобы эти аппараты удовлетворяли критериям, терминам и определениям, установленным п. 39 Инструкции № 157н и пп. 7, 8, 10 СГС "Основные средства":
Вместе с этим специалисты Минфина России полагают, что согласно учетной политике учреждения система может учитываться как единый инвентарный объект (письма от 16.05.2019 № 02-05-10/35563, от 29.01.2019 № 02-06-10/5107).
В отношении материальных запасов, которые являются элементами охранно-пожарной сигнализации, законодательство не содержит требований об их принятии к учету на баланс. Затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации (стоимость работ по монтажу, а также стоимость расходных материалов), списываются на расходы текущего финансового года. Информация об охранно-пожарной сигнализации включается в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию, в котором она установлена.
Согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н) и письмам Минфина России от 21.06.2019 № 02-08-10/46506, от 16.05.2019 № 02-05-10/35563 расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, относятся:
Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера (п. 7 Порядка № 209н).
Таким образом, если учреждение несет расходы как на формирование вложений в основные средства (капитальный характер), так и относит расходы на финансовый результат или затраты (текущий характер), учитывая смешанный характер работ, расходы по такому договору носят текущий характер и могут в полном объеме быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ.
В письме Минфина России от 12.09.2019 № 02-05-10/70992 разъясняется, что расходы по оплате договоров на монтаж системы видеонаблюдения, которая не является единым инвентарным объектом, с учетом закупаемых исполнителем оборудования и расходных материалов, отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Оконечные устройства системы, которые относятся к основным средствам, принимаются к учету по статье 310 КОСГУ.
В письме рассматривается ситуация, когда расходы на монтаж системы видеонаблюдения не относятся к работам в целях капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, технического перевооружения), не предусмотрены договорами поставки, договорами (контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. Это письмо применимо и в отношении систем охранно-пожарной сигнализации.
Руководствуясь положениями инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), Порядка № 209н и приведенных писем Минфина России, установка охранно-пожарной сигнализации может отражаться в учете бюджетного учреждения двумя способами в зависимости от того, как планируется принять к учету элементы системы.
Если система принимается к учету как единый инвентарный объект, оформляются следующие корреспонденции счетов:
Дебет КПС (КРБ ХХХ) Х 106 Х1 310 Кредит КПС (КРБ ХХХ) Х 302 31 73Х – сформирована сумма вложений в основные средства (п. 51 Инструкции № 174н);
Дебет КПС (КРБ 000) Х 101 ХХ 310 Кредит КПС (КРБ ХХХ) Х 106 Х1 310 – принята к учету система охранно-пожарной сигнализации (п. 9 Инструкции № 174н).
Если по договору об установке и монтаже системы к учету в качестве объектов основных средств принимаются только отдельные оконечные аппараты, оформляются записи:
Дебет КПС (КРБ ХХХ) Х 106 Х1 310 Кредит КПС (КРБ ХХХ) Х 302 26 73Х – сформирована сумма вложений в основные средства в части стоимости оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации (п. 51 Инструкции № 174н);
Дебет КПС (КРБ 000) Х 101 ХХ 310 Кредит КПС (КРБ ХХХ) Х 106 Х1 310 – приняты к учету оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации в сумме сформированных вложений (п. 9 Инструкции № 174н);
Дебет КПС (КРБ ХХХ) Х 109 ХХ 226 (Х 401 20 226) Кредит КПС (КРБ ХХХ) Х 302 26 73Х – списана на расходы стоимость работ по монтажу с учетом закупаемых исполнителем расходных материалов (п. 128 Инструкции № 174н).
Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (п. 23 Инструкции № 157н, пп. 14, 15 СГС "Основные средства"). Если в первичных документах стоимость принимаемых к учету оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации не выделена, то объекты основных средств могут быть приняты к учету по текущей оценочной (справедливой) стоимости в пределах суммы заключенного договора.
Согласно п. 25 Инструкции № 157н, п. 52 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС "Концептуальные основы") под текущей оценочной (справедливой) стоимостью понимается сумма денежных средств (цена), по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив (при его продаже или приобретении) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.
Основными методами определения справедливой стоимости являются метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения (п. 54 СГС "Концептуальные основы").
По нашему мнению, сведения о стоимости отдельных элементов охранно-пожарной сигнализации, указанные в акте (ф. № КС-2), могут служить в качестве обоснования первоначальной стоимости при принятии их к бухгалтерскому учету в качестве отдельных объектов основных средств.
Отдельные объекты основных средств принимаются к учету на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного соответствующим первичным (сводным) учетным документом (п. 34 Инструкции № 157н). Формы первичных учетных документов для принятия к учету основных средств утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. В зависимости от варианта, закрепленного в учетной политике, это могут быть:
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Источник
Расходы на первичные средства пожаротушения
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В статье обращено внимание на соблюдение правил противопожарного режима и осуществления расходов на исполнение требований противопожарной безопасности.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ Правительством РФ разработаны и утверждены Правила противопожарного режима.
Данные правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 1 Правил противопожарного режима).
В отдельных разделах Правилпротивопожарного режима перечислены нормы, которые следует соблюдать организациям и учреждениям в силу специфики осуществляемой ими деятельности. Автономным учреждениям нужно обратить внимание на:
– разд. V «Научные и образовательные учреждения»;
– разд. VI «Культурно-просветительные и зрелищные учреждения»;
– разд. VIII «Лечебные учреждения».
Кроме перечисленных разделов, также следует обратить внимание на разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения».
В соответствии с п. 463 разд. XIX «Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения» при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляются в соответствии с приложениями 1и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.
Для тушения пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды:
Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты. Требуемое их количество для зданий, сооружений, строений и территорий определяется в соответствии с приложением 5.
Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами.
Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. м и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
Далее остановимся на отражении расходов, связанных с приобретением и обслуживанием первичных средств пожаротушения, но сначала определим учетную группу данного имущества.
Классифицируем учетную группу
для первичных средств пожаротушения
Как уже было отмечено выше, осуществление расходов на первичные средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты является одним из мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным средствам пожаротушения относятся:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания.
При этом следует учитывать, что согласно приложению 1 «Основные виды пожарной техники для защиты объектов», приведенному в ГОСТе 12.4.009-83, к пожарному инвентарю относятся:
Для правильной классификации производимых расходов следует учесть, что согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ), огнетушители и инвентарь пожарный отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения (код 14 2944020).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данное имущество относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно.
Поскольку первичные средства пожаротушения – огнетушители, пожарный инвентарь, пожарные щиты относятся к основным средствам, их учет осуществляется на счетах, регламентированных п. 8 Инструкции № 183н, таким образом:
– 101 24 000 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
Далее необходимо отметить, что в силу п. 92 Инструкции № 157н амортизация по объектам основных средств начисляется в следующем порядке:
– на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
– на объекты основных средств стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Таким образом, норма амортизации (исходя из срока полезного использования) рассчитывается только в отношении основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. Поскольку первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные щиты, стенды) в большинстве случаев имеют стоимость менее 40 000 руб., в бухгалтерском учете амортизация по таким основным средствам будет начислена при выдаче их в эксплуатацию.
Амортизация по объектам основных средств отражается в бухгалтерском учете путем ее накопления на соответствующих счетах аналитического учета счета104 04 «Амортизация машин и оборудования» (п. 84 Инструкции № 157н).
При списании основного средства с учета списывается и начисленная амортизация.
Отражаем расходы на приобретение и эксплуатацию первичных средств пожаротушения
Напомним, что вся закупочная деятельность по приобретению первичных средств пожаротушения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведение процедур закупки (включая способы закупки) производится согласно принятому в учреждении положению о закупке. Кроме того, данный вид расходов должен быть отражен в плане финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), приобретение огнетушителей, пожарных стендов и пожарного инвентаря отражается по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расходы по приобретению первичных средств пожаротушения учитываются на счете 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).
За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в январе 2014 года автономным учреждением были приобретены огнетушители ОП-10 АВСЕ в количестве 10 шт. на сумму 10 тыс. руб. Расходы по доставке составили 1,5 тыс. руб. В этом же месяце огнетушители были введены в эксплуатацию.
В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.
Периодические проверки необходимы для контроля состояния огнетушителей, контроля места установки огнетушителей и надежности их крепления, возможности свободного подхода к ним, наличия, расположения и читаемости инструкции по работе с огнетушителями.
Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.
Оказание сторонней организацией услуг по переосвидетельствованию огнетушителей осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. В соответствии с Указаниями № 65н расходы учреждения по оплате договора на переосвидетельствование огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Автономным учреждением заключен договор со сторонней организацией на переосвидетельствование огнетушителей на сумму 17 700 руб. Все расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В соответствии с учетной политикой учреждения данные затраты отнесены в состав общехозяйственных расходов.
В бухгалтерском учете учреждения данная операция будет отражена следующими проводками:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии выполнения положений ст. 252 НК РФ. Иными словами, они должны быть обоснованны и документально подтверждены, а также осуществлены (понесены) в рамках деятельности, направленной на получение доходов. Так, расходы автономного учреждения по освидетельствованию огнетушителей принимаются в целях обложения налогом на прибыль в соответствии с заключенными сторонами договорами (соглашениями), а также документами, подтверждающими фактическое оказание услуг (например, актами об оказанных услугах).
Что касается расходов по приобретению первичных средств пожаротушения, то, поскольку их первоначальная стоимость составляет менее 40 000 руб., на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ она включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода указанных средств в эксплуатацию. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из стоимости их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ).
В заключение отметим, что в силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 – 8ст. 20.4 КоАП РФ, влечет пре-дупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб., на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.
В качестве примера привлечения к административной ответственности приведем спор, рассмотренный в Постановлении ФАС ЗСО от 10.03.2011 № А03-7546/2010. В ходе проверки муниципального учреждения инспекцией пожарного надзора среди многочисленных нарушений было установлено, что здание и помещение гаража недоукомплектованы первичными средствами пожаротушения. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы, на их корпуса не нанесены порядковые номера белой краской.
По результатам проверки руководителю было выдано предписание и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Администрация с выданным предписанием не согласилась и попросила суд признать его незаконным.
Принимая решение, арбитры исходили из того, что ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ предусмотрено: организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Более того, администрация не представила суду доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению требований пожарной безопасности. Таким образом, привлечение ее к ответственности признано обоснованным и правомерным.
Источник