Шкаф звуки и буквы

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.

Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.

. Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Для начала разберемся, какие бывают звуки.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Буквы, которые обозначают гласные звуки, считаются гласными буквами,

Буквы обозначающие согласные звуки – согласными буквами.

Согласные звуки

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.

Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.

Пары бывают звонкие – глухие:

Звонкие Б В Г Д З Ж
Глухие П Ф К Т С Ш
Непарные звонкие Л М Н Р Й
Непарные глухие Х Ч

Пары бывают твердые – мягкие:

Твёрдые Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
Мягкие Б’ В’ Г’ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’
Непарные твердые Ж Ш Ц
Непарные мягкие Ч Щ Й

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А О У Ы Э И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е [йэ] Ё [йо] Ю [йу] Я [йа]

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

. Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1 Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения. ШАГ 2 Далее пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово. ШАГ 3 Указывается количество гласных и согласных звуков в слове. ШАГ 4 Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется. ШАГ 5 Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный. Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости. ШАГ 5 Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Шаг 6 Определяется, сколько в слове слогов. Образец записи: Льдинка [л`д`и н к а] 2 – гласных, 4 – согласных; л – [л`] – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный; ь – д – [д`] – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный; и – [и] – гласный, ударный; н – [н] – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный; к – [к] – согласный, твердый, парный, глухой, парный; а – [а] – гласный, безударный. ________________________________________________ 6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Источник



ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ШКАФ»

1) Транскрипция слова «шкаф»: [шкаф].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
ш [ш] согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). Ниже см. §§ 68, 106.
к [к] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а [а] гласн., ударный ; ниже см. § 15.
ф [ф] согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

4 буквы, 4 звука

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: за а́ хать, по а́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, ж а́ ба, ш а́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коч а́ н, кач а́ ть, пощ а́ да.

Читайте также:  Шкаф для мангальной посуды

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

Фонетический разбор: шкаф

Посетители сайта указали в слове ударение на разные слоги, поэтому ниже показано 2 фонетических разбора.

Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «шкаф»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.

Разбор 1
Ударение:
шка́ф — ударение падает на слог с единственной гласной в слове
Слоги:
шкаф (1 слог)
Возможные переносы:
слово нельзя переносить
Фонетическая транскрипция слова:
[шк`аф]

Разбор на буквы и звуки:

Буква Звук Характеристики звука Цвет
ш [ш] согласный, глухой парный, твёрдый, шипящий, шумный ш
к [к] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к
а [`а] гласный, ударный а
ф [ф] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный ф

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 4 буквы и 4 звука.
Буквы: 1 гласная буква, 3 согласных буквы.
Звуки: 1 гласный звук, 3 согласных звука. Из них 0 мягких согласных и 3 твёрдых согласных.

Разбор 2
Ударение:
Шка́ф — ударение падает на слог с единственной гласной в слове
Фонетическая транскрипция слова:
[шк`аф]

Разбор на буквы и звуки:

Буква Звук Характеристики звука Цвет
Ш [ш] согласный, глухой парный, твёрдый, шипящий, шумный Ш
к [к] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный к
а [`а] гласный, ударный а
ф [ф] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный ф

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 4 буквы и 4 звука.
Буквы: 1 гласная буква, 3 согласных буквы.
Звуки: 1 гласный звук, 3 согласных звука. Из них 0 мягких согласных и 3 твёрдых согласных.

Источник

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова

Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.

Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.

. Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.

Для начала разберемся, какие бывают звуки.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Буквы, которые обозначают гласные звуки, считаются гласными буквами,

Буквы обозначающие согласные звуки – согласными буквами.

Согласные звуки

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.

Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.

Пары бывают звонкие – глухие:

Звонкие Б В Г Д З Ж
Глухие П Ф К Т С Ш
Непарные звонкие Л М Н Р Й
Непарные глухие Х Ч

Пары бывают твердые – мягкие:

Твёрдые Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
Мягкие Б’ В’ Г’ Д’ З’ К’ Л’ М’ Н’ П’ Р’ С’ Т’ Ф’ Х’
Непарные твердые Ж Ш Ц
Непарные мягкие Ч Щ Й

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А О У Ы Э И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е [йэ] Ё [йо] Ю [йу] Я [йа]

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Читайте также:  Шкаф для лаков своими руками

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

. Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1 Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения. ШАГ 2 Далее пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово. ШАГ 3 Указывается количество гласных и согласных звуков в слове. ШАГ 4 Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется. ШАГ 5 Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный. Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости. ШАГ 5 Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Шаг 6 Определяется, сколько в слове слогов. Образец записи: Льдинка [л`д`и н к а] 2 – гласных, 4 – согласных; л – [л`] – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный; ь – д – [д`] – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный; и – [и] – гласный, ударный; н – [н] – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный; к – [к] – согласный, твердый, парный, глухой, парный; а – [а] – гласный, безударный. ________________________________________________ 6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Источник

Звуко-буквенный разбор слов

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка. Например, на уроках русского языка:

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звуко-буквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

Каждую четвертую неделю месяца проводится проверочная работа.

Хочу поделиться работой над звуко-буквенным анализом.

1 класс

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:

дом, лом, сам, сын, сом, сон, мак, кон, конь, день, шмель, пень, ель, кульки, тюльпан, труба, дуга, труба, горы, рыбы, раны, сани, санки, розы, козы, лось, книга, стол, зайку, майку, тень, стул, царь, соль, кубик, бусы, пить, рыть, фильм, Яшу, яму.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем:

трава, суп, лук, ёрш, рельс, Яша, яма, мама, папа, радуга, диван, полка, козлик, птица, комната, строчка, почка, пальчик, мальчик, зайка, майка, кукушка, букварь, пилот, гусь, окунь, кошка, раки, ива, сумка, рыбак, юла, арбузы, грибок, лай, крылья, льдина, съёмка, краска, звон.

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:

ёж уголок люк радость изгиб
мороз дети мел снег обложка
леса жмурки подъезд бег протяжка
стена морозный заявка гриб морской
перепел школьники уехать глаз стекло
вечер коньки подъем зуб щука
нога весна ручьи ложка малина
бегун весёлый здоровье столб ягодка
пятно пирожок варенье морковь погрузка
грохот мяч вьюга ножка дорожка
ловить ходьба замазка собака цветок
берёзка деревья улов пятёрка юг

Звуковой разбор идет в такой последовательности:

1.Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2. Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3. Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4. Запишите, выделите фонему (букву).

5. Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…

и т.д.

6. Проверьте, получилось ли слово.

Учащиеся имеют памятки:

№ 1. Фонетический разбор (рис. № 1).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные звуки [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ и ], [ э ] .

Гласные буквы я, е, ё, ю, когда стоят:

а) в начале слова (например: Яша, юла);

б) после гласной (например: маяк);

в) после разделительного мягкого знака (например: деревья, вьюга) дают два звука.

Гласные буквы: а, о, у, э, ы — показывают, что согласный читается твердо.

Гласные буквы: я, е, ё, ю и — показывают, что согласный читается мягко.

Ь – показатель мягкости.

Звуки [ нн ’, рр’ , лл’ , мм ’, й ] – звонкие непарные или сонорные.

[ й ] или [ j ] – согл., зв. неп., мяг. неп.

Звуки [ бб’, вв’, зз ’ , ж, гг ’ , дд ’ ] – звонкие парные.

Звуки [ пп ’ , фф ’ , сс ’ , ш, кк ’ , тт ’ ] – глухие парные.

Звуки [ хх ’ , щ, ч, ц ] – глухие непарные.

Звуки [ ж, ш, ц ] – твердые непарные.

Звуки [ щ, ч, j ] – мягкие непарные.

Ъ, Ь знаки – звука не обозначают [ ]

№ 2. Алгоритм разбора (рис. № 2).

Читайте также:  Двери для навесного шкафа леруа

№ 3. Лента букв (рис. № 3).

Ежедневно на уроках чтения, письма учу характеристике звука в соответствии с изучением новой буквы и звуков. Слова для анализа беру из “Азбуки” или “прописи”. Перед глазами всегда лента букв.

Слова для фонетического анализа в 1-м классе (Русская Азбука. В.Г.Горецкий. Москва. “Просвещение”. 2000.).

астра стул гвозди пастух лес
арбуз руль два пастухи лось
окуни забор яблоки юла мак
овощи дверь яблоня кузнец маки
иголка вратарь грибы эхо три
шары лови круги лещ пять
утка ели мяч шарфик дом
барабан пила ручка шарф семь
конь плотник гуси листья звонок
змей зебра гусь голуби шкаф
карандаш жмурки ёжик трамвай

2 класс

Еженедельно работа с лентой букв, а затем следующие виды работ:

  1. а). Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом.
  2. а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.
  3. а). Звуки в доме, воспроизведите их голосом.
  4. а). Работа с лентой букв.
  5. а). Убери одну фонему.
  6. а). Добавь фонему.
  7. а). Замени фонему.
  8. а). Дайте характеристику звуку в слове, который я укажу.
  9. а). Приставь букву.
  10. а). Приставь букву (аналогичное задание 9-ой недели).
  11. а). Озорные фонемы.

Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.

Вот какая забавная история произошла в одной семье.

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
А кто это?
Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то напутала.
( По А. Шиваеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

  • Что перепутала девочка?
  • Какое отношение имеет этот рассказ к звукам (фонемам)?

Послушайте стихотворение Новеллы Матвеевой, это разговор двух друзей. Почему им трудно понять друг друга? Найдите и исправьте в стихотворении нелепости. Какую роль сыграли в этом звуки (фонемы)?

Путаница.

В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну, а где – бетон.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаю повторять:
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон,
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.

— Нет, не так!
Нет, не так!
— Ну тогда вот так:
В печке выпечен бидон,
А в петлицу вдет питон,
По траве ползет бетон,
Молоко течет в батон,
А на стройке есть бутон.

— Нет, не так!
Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон.
Ну, а где – бетон.
(Н. Матвеева)

б). Контрольный анализ.

Почка1 – 1 в
Кочка1 – 2 в

14. а). Чудеса.

Послушайте шутливое стихотворение. Ответьте, почему произошли такие чудеса? Будьте внимательны к словам в тексте – может быть, они подскажут вам ответ.

Дым
Пироги пекутся в речке.
На улице стоит,
Рыбаки сидят у печки.
Дом
Путник в город шел
Из труб его валит.
Мешком.
На чердак залезла ложка,
Вы слыхали о таком?
Со стола упала кошка.
Кто не верит чудесам,
В день весенний у ворот
Убедиться может сам.
Начал дружно таять
Мед.
(А. Санин)

б). Лёд 1.

15. а). Превратим волка в козу.

Эту словесную игру придумал английский математик Льюис Кэролл, автор сказки “Алиса в стране чудес”. Смысл игры в том, что составляется ряд слов, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой. При этом надо соблюдать следующие правила:

1) в слове можно менять только одну букву;

2) нельзя переставлять буквы, удлинять и укорачивать слово;

3) начальные и конечные цепочки должны иметь логическую связь.

б).“Волк – коза”.

Волк — полк, пола, пора, кора, коза.

б). Мосты 1.

16. а). Превратим “ночь” в “день”.

Ночь – ноль, соль, соло, село, сено, сеть, деть, день.

17. а). Работа с лентой букв.

Какой звук вы слышите после согласного в слогах: ме – мя — мё — мю —

Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.

Какую букву пишем, а какой звук слышим?

Е — [Э] Ё – [О] Я – [А] Ю — [У]

б). Земля 1 – контрольный анализ.

18. а). Помоги звукам.

Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

Источник

Adblock
detector