Зачем переворачивают стулья после покойника выноса



Приметы на похороны: не оставляйте покойника в гробу в одиночестве

Когда гроб повезли на кладбище, стол или табуреты переворачивают ножками вверх. На крышку гроба бросают землю для того, чтобы душа покойного не приходила к участникам похоронной процессии по ночам.

Приметы бывают разные – плохие и хорошие, но сегодня речь пойдет о тех, которые принято замечать во время похоронной процессии.

Несмотря на то, что человек живет в 21 веке современных технологий, инноваций и разработок, по сей день существуют различные приметы, которые подсказывают правильные действия в какой-либо ситуации или то, как надо поступить в том или ином случае. Многие ученые и специалисты до сих пор не могут проследить взаимосвязь знаков судьбы с тем, что происходит после того, как их замечают. Однако есть в этом мире высшие силы, уберегающие человека от бед и несчастий.

Потеря близкого человека является тяжелым бременем для родных людей. В минуты горя все равно, что происходит вокруг. Те, кто пришел попрощаться с покойным и почтить его светлую память, вряд ли будут обращать внимание на мелочи, из которых складываются целые предзнаменования. Большинство суеверий и примет пришли в современность из языческих традиций. Некоторые из примет окутаны спецификой культуры народа, где они были созданы. Приметы берут начало не только в языческих истоках, но и в православии. А часть примет заимствованы из других стран времен средневековья. Несоблюдение похоронных примет человеком во время процессии, до и после грозит ему болезнями, бедами и несчастьями и порчей вплоть до смерти.

Нельзя оставлять покойника одного
Соблюдать похоронные приметы нужно от начала смерти человека до истечения 40 дней, когда душа покойного окончательно отправляется в мир иной. Например, ни в коем случае нельзя оставлять тело покойного в гробу в одиночестве. В комнате или помещении обязательно должен кто-нибудь находиться. Существует поверье, что вещи и предметы, имеющие отношение к покойному, обладают некой магической силой, которая попав в злые руки, может нанести другим людям ущерб. Церковь же убеждена в том, что в первые минуты упокоения души, ей нужна поддержка, именно поэтому рекомендуется читать молитвы покойному перед захоронением. С такой физической особенностью покойного тела, как открытие глаз после смерти связана еще одна примета: на кого покойник «посмотрит» – тот скоро и умрет. Поэтому человек в комнате нужен и для того, чтобы закрывать вовремя глаза.

После смерти человека следует завешать все зеркала и зеркальные поверхности плотной тканью. Так душа покойного не сможет попасть в зеркальный мир и остаться среди живых. Зеркала хранят закрытыми в течение сорока дней, пока душа с концами не отправится в загробный мир. Когда гроб повезли на кладбище, стол или табуреты переворачивают ножками вверх. В таком положении предмет мебели должен простоять несколько суток. Сверху кладут топор – это служит оберегом от возвращения души покойного домой и накопления в стенах дома негативной энергетики смерти. Нельзя класть фотографии с живыми в гроб к покойнику, иначе они умрут. Такой прием используют черные маги, чтобы навести порчу на врага. Можно положить в гроб на память покойному фотографию, на которой изображены уже умершие родственники.
Вода и купальные принадлежности выливаются и закапываются в безлюдных местах или кладутся в гроб покойному, поскольку тоже используются черными магами в своих целях. Если у покойного ноги сохраняют тепло до тех пор, пока его не захоронят, это является предвестником грядущей смерти человека, проживающего в доме с покойным. Чтобы беда не произошла, в гроб нужно положить хлеб с солью. Пока покойник находится дома, нельзя производить уборку или подметать, иначе можно всех «вымести» на тот свет. А вот после того, как гроб увезут на кладбище, обязательно нужно помыть пол и подмести, избавившись после от предметов уборки раз и навсегда. В гроб кладут все личные вещи, которыми покойный пользовался при жизни. Нельзя допускать того, чтобы в гроб запрыгивали домашние животные. Вой собаки или мяуканье кота могут испугать душу покойного.

На порог дома покойного кладутся еловые ветки, служащие оберегом для тех, кто пришел проводить покойного в последний путь. Так живые люди не унесут смерть в место своего проживания. Нельзя переходить дорогу похоронной процессии. Считается, если человек это сделал, его ожидает тяжелая болезнь или смерть таким же образом, как и у покойного. Если погребальная яма намного больше размера гроба, значит, кто-то из близких людей или родственников покойного скоро умрет. Гроб нести могут только чужие по крови люди, предварительно обмотав руку новым чистым полотенцем. На крышку гроба бросают землю для того, чтобы душа покойного не приходила к участникам похоронной процессии по ночам.
Верить приметам или нет – дело каждого, но многих из них придерживается и молодое поколение, переняв дух традиций от старших наставников.

Источник

Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами

Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.

Читайте также:  Кресло туалетное или стул

Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:

  • Сразу после кончины человека все зеркала в его доме занавешивают, часы останавливают. И зеркала, и часы должны оставаться в таком состоянии 40 дней.
  • Хоронят на третий, в крайнем случае, на четвёртый день после смерти. Если отсрочка составит неделю и больше, быть в доме новым похоронам.
  • Усопшего не оставляют в комнате одного.
  • Со времени кончины до самого погребения родные умершего непрерывно, по очереди читают Псалтырь.
  • Омывают тело покойного только в светлое время суток.
  • Погребальную одежду выбирают нарядную, светлую, саван должен быть белым. Умершую незамужнюю девушку одевают в свадебный наряд.
  • В доме, где умер человек, зажигают свечу или лампадку, которая горит до окончания похорон. Свечу обыкновенно ставят в стакан с пшеницей.
  • Пока не прошли похороны, в доме покойного не стирают и не делают уборку.
  • В одной комнате с гробом не должны находиться домашние животные.
  • Пришедшие на прощание с покойным приветствуют друг друга только кивком головы.
  • Глаза и рот умершего должны быть закрыты.
  • Руки усопшего складывают на груди крестом, правую поверх левой.
  • Ноги и руки умершего связывают. Перед погребением завязки снимают и укладывают в гроб.
  • Под голову, а иногда также плечи и ноги покойного в гробу подкладывают подушечки из ваты.
  • Вместе с телом в гроб укладывают те личные вещи покойного, которыми он привык пользоваться при жизни, то есть, протезы, очки, часы, трость и т.п.
  • Головы умерших женщин покрывают косынкой. Также все женщины, присутствующие на похоронах, надевают платки, головные уборы.
  • В гроб не кладут живые цветы, там могут оставаться только искусственные или засушенные растения.
  • Ни фотографии, ни вещи живых людей в гроб не помещают.
  • Из гроба ничего не забирают. Все, что посчитали нужным туда положить, должно быть захоронено с усопшим.
  • Покойного не выносят из дома до полудня и после захода солнца.
  • В погребальных обрядах не участвуют беременные женщины и дети.
  • Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами.
  • Особо следят за тем, чтобы гроб не ударили о косяк двери, иначе похороны в доме скоро повторятся.
  • Вынося гроб из дома, приговаривают: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрывают в доме или квартире находящихся там людей.
  • После выноса гроба человек, не родственный умершему, моет в доме все полы.
  • Гроб и крышку не несут кровные родственники покойного.
  • Обходят гроб с телом только у головы, поклонившись покойному при этом.
  • Во время отпевания вокруг гроба ставят четыре зажженные свечи, располагая их у головы, у ног и у каждой руки.
  • Прощаясь с покойным, целуют венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  • Каждый, кому встретится похоронная процессия, осеняет себя крестным знамением. Мужчины снимают головной убор.
  • Улицу перед траурной процессией не переходят, чтобы не навлечь на себя невзгоды.
  • Все участники похорон бросают в могилу по горсти земли.
  • Цветы, привезённые на похороны, обязательно оставляют на могиле.
  • Все, что использовалось для предания тела земле, то есть, верёвки, полотенца и т.п., оставляют в могиле и закапывают.
  • В день погребения не посещают могилы других родственников или знакомых.
  • На гроб с умершим из окон дома или квартиры не смотрят.
  • Стулья, на которых стоял гроб, на сутки переворачивают ножками вверх.
  • Перед тем, как после похорон войти в свой дом, чистят обувь и моют руки.
  • После похорон в течение суток не ходят по гостям.
  • Наутро после похорон родственники и близкие умершего могут нести на могилу завтрак.
  • Из дома покойного нельзя ничего не выносят, пока не пройдёт неделя со дня смерти. Вещи умершего раздают не раньше, чем пройдут сороковины.
  • Шесть недель после похорон в доме покойного, на подоконнике стоит стакан воды и тарелка с едой.
  • На могилах юношей и девушек, в изголовье сажают калину.
  • Об умершем человеке говорят только хорошее.
  • Воздерживаются от бурных рыданий по усопшему.

Неоднозначные приметы

Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.

Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.

Погребальные приметы, которым уже не следуют

Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.

Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.

Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.

Магические действия на похоронах

Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:

  • полежать на том месте, где скончался человек;
  • раздобыть простынь, на которой лежал умерший;
  • завладеть завязками с рук и ног усопшего;
  • сколоть иголками губы покойного, а потом забрать их незаметно;
  • подменить личные вещи умершего;
  • пересыпать себе зерно из стакана-подсвечника;
  • унести воду или мыло после омовения тела покойного;
  • выйти спиной вперед вслед за гробом;
  • вязать узлы на тряпках, стоя возле гроба с усопшим;
  • собрать землю с могилы;
  • обсыпать солью кого-либо из присутствующих;
  • вложить в гроб чужие вещи;
  • закопать вещи или предметы в могилу;
  • унести воду, по обычаю оставленную в доме умершего на подоконнике и т.п.
Читайте также:  Стул своими руками дсп

Всё это предпринимается с тем, чтобы связать с покойным живых людей, обрекая их на болезни и смерть. Поэтому к посторонним на похоронах надо относиться внимательнее, не допускать к гробу незнакомцев, сразу же пресекать разного рода манипуляции, попытки что-либо похитить или вложить в гроб.

Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.

Источник

Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде.

Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде.

Отец мой, Илья Ильич Толстой, как мне помниться с детства, не мог видеть перевернутой буханки или булки хлеба на столе и всегда говорил, что класть хлеб верхней коркой нельзя, «а то покойник в доме будет». Я твердо воспринял этот запрет от отца, как и ряд других правил его религиозного и бытового уклада, но внутреннего его смыла, семантики долго не понимал.

Одним из важных, едва ли не кульминационным моментом славянского погребального обряда является вынос покойника из дома, начало его посмертного «странствования». Порог дома оказывается главным рубежом, отделяющим умершего от его дома, семьи и земной жизни.

После перехода этого рубежа возврат покойника в дом нежелателен и опасен, кроме особых поминальных дней, когда «родители» (покойники) приглашаются в дом к столу. Переход покойника в другой мир обозначается действием переворачивания самого покойника или предметов, так или иначе связанных с ним. При этом под переворачиванием имеются в виду разного рода пространственные обращения; как по вертикали (сверху вниз, с ног на голову, вверх дном и т.п.), так и по горизонтали (справа на лево, с запада на восток) или по линии внутри—снаружи (выворачивание наизнанку).
В период агонии, чтобы ускорить и облегчить умирающему переход в мир иной, умирающему клали на земляной пол (на солому или на землю) и меняли при этом его положение тела так, чтобы ноги приходились там, где была голова, а голова—там, где были ноги. Обряд положения на землю известен у многих индоевропейских, семитских и других народов. В сочетании с переворачиванием он зафиксирован в Западной Сибири в районе гор. Заечар, где ещё важно было положить покойника параллельно с потолочными балками, но надо полагать, он известен и в других славянских зонах.
Следует отметить особый статус колдуна как человека, породнившегося с нечистой силой и как бы превратившегося в неё. Его перевернутость постоянна, но невидима. Так, по материалам Тенишевского архива, использованным С. Максимовым, в Пензенской губ., чтобы выявить и изобличить колдуна, пользовались тремя средствами—вербной свечой, осиновыми дровами и рябиновым прутом. Если зажечь умеючи (фитилем снизу) приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами; если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы и если на пасхальную заутреню взять рябиновую палочку, то будет видно, как колдуны стоят задом к иконостасу.
При погребении колдуна переворачивают и в тех случаях, когда других покойников переворачивать нельзя. Так, в Вологодских краях колдун перед смертью велит не выносить его в избу, если он умрет в поле, а если умрет в избе, выносить из избы не ногами вперед «по обычаю всех православных», а головой вперед, и у первой реки, заблаговременно остановившись, перевернуть в гробу навзничь, и подрезать пятки и подколенные жилы. Эти действия против вурдалаков известны и у южных славян.
Переворачивание лавок, табуреток или стульев, на которых в доме стоял гроб, известно в разных славянских традициях. Так, на русском Севере тотчас по выносе покойника из избы оставшиеся дома «перекубыривали» (опрокидывали ножками кверху) лавки, а затем мели и мыли пол, двери, окна, притом мести пол следовало от места, где лежал покойник, к порогу, а не иначе. У хорватов-кайкавцев, живущих севернее Загреба в момент, когда нужно выносить покойника из дома и со двора, домашние стараются на мгновение присесть на табуретки или стулья, на которых стоял гроб с покойником, но те, кто выносят гроб, и другие стоявшие у гроба предупреждают их тем, что переворачивают табуретки. За процессией с гробом льют воду, «чтобы мертвец не возвращался». Черногорцы из племени Кучи до недавнего времени снимали с петель входные двери и переворачивали их, если в семье, где вымирало мужское потомство, скончался молодой мужчина. В России в новгородских деревнях и селах до недавнего времени, когда из избы выносили покойника, крестили дверь и «валили», переворачивали табуретки, на которых стоял гроб.
Многие славянские местные традиции до недавнего времени соблюдали ритуал несения покойника до кладбища на руках, на носилках, на палках. Но в тех местах, где везли покойника на телеге или на санях даже в летнее время (а такой способ похорон на санях считается весьма древним), встречался обычай переворачивания телеги и саней после похорон. Так, на юге-востоке Польши в зоне гор. Санока и Красна воз, на котором везли покойника переворачивали во дворе и так оставляли до следующего дня. То же самое делали на юге Польши на реке Рабе, полагая, что «иначе на телеге будет тяжело ездить», т.е. она будет очень тяжелой. В середине 19 в. в гор. Вельске Вологодской губернии покойника возили к церкви зимой и летом на дровнях, которые потом, на обратном пути, недалеко от дома оставались до сорокового дня опрокинутыми вверх полозьями и с обернутыми назад оглоблями; при этом верили, что «до сорокового дня мертвец каждоношно приходит к дровням, на коих везен был на кладбище, намереваясь ехать домой, но найдя оглобли обороченными, возвращается в могилу».
Помимо переворачивания лавок, стульев, табуреток, дверей, телег, саней в славянском погребальном обряде известно и переворачивание посуды. Это действие может быть связано с выливанием воды и тушением огня в момент смерти в доме, как видно из свидетельств священника о. Дмитрия Булгаковского. Он пишет о воззрении полещуков, по которому человек умирает от капли смерти, падающей с косы, находящейся в руках антропоморфной смерти. По тем же воззрениям, душа человека после смерти «погружается, ли, как говорят, полошется в воде, находящейся в доме, и тем оскверняет её. Напившийся той воды в скором времени умирает, вследствие чего перед смертью больного домашние выливают воду на двор и самые сосуды, в которых была вода, перевертывают вверх дном».
Однако, как показывает материал, переворачиванию сосудов может даваться и другая мотивация. Так, по материалам П.В.Шейна, на той же Пинщине в Радчицкой волости в конце 80-х годов 19 в. соблюдался обычай, по которому «за гробом несут в горшке святую воду, которой батюшка окропляет могилу, а что остается, то её там же выливают, а сам горшок, перевернув вверх дном, оставят в головах покойника сверху могилы. Это, говорят, для того, чтобы ему на том свете было чем пить воду».
В наше время у славян, вероятно, только в сербской среде, и то достаточно архаической, сохранился кое-где (Босния, Поморавья) обычай носить в виде траура вывороченную верхнюю одежду. Так, в центральной Боснии в Високской Нахии в трауре носили черное—вывороченную верхнюю одежду, чаще всего «джечеру» (безрукавку), но на голове имели белый «чембер» (повойник) под черным платком, а мужчины—вывернутые наизнанку «джемадан» (куртку) или «гуневицу» (кафтан).

Читайте также:  Что за заболевание стул

Источник

Что за ритуал во время похорон?

Вот именно,что не задумывались. И не известно чем это теперь обернется.

Вот именно,что не задумывались. И не известно чем это теперь обернется.

Конечно будут. Они весь негатив мне в огород слили.

Так зачем их водой мне в огород поливать? Это ж мертвая вода

ну с чего она мертвая, может просто ножки мыли перед тем как в дом занести обратно.
Что вы сами себе проблемы придумываете?

ну с чего она мертвая, может просто ножки мыли перед тем как в дом занести обратно.
Что вы сами себе проблемы придумываете?

Нет, не ножки в том то и дело. Поставили мне под окно и сами сиденья обливали из ведра. Потом в подъезд пошли.

Нет, не ножки в том то и дело. Поставили мне под окно и сами сиденья обливали из ведра. Потом в подъезд пошли.

Просто мыли табуретки
Такое впечатление что вам прям хочется какого-то негатива и вы его, простите, из пальца высасываете

Ну так принято прощаться, но такого ритуала после я никогда не видела. Собственно поэтому и переживаю. Насколько я понимаю никто точно не знает только предполагает. А помыть можно было и дома. А не бежать за водой. Да и не навесу мыли, а поставили на землю облили водой и собственно в этой мокрой земле ножки и понесли домой.Да и поливали только 2 табуретки из 4. Выглядит,как ритуал и не как иначе.

Вот именно,что не задумывались. И не известно чем это теперь обернется.

менше накликайте на себе, ви більше собі проблем страхом зробите ніж тієї водою

Ну так принято прощаться, но такого ритуала после я никогда не видела. Собственно поэтому и переживаю. Насколько я понимаю никто точно не знает только предполагает. А помыть можно было и дома. А не бежать за водой. Да и не навесу мыли, а поставили на землю облили водой и собственно в этой мокрой земле ножки и понесли домой.Да и поливали только 2 табуретки из 4. Выглядит,как ритуал и не как иначе.

почему нельзя на похороны через окно смотреть?

Спасибо теперь буду знать.

ну надо же, никогда бы не подумала и значение бы не придала. Буду теперь знать

Источник

Adblock
detector